Трудовая деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС


Трудовая деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС.
«Любой труд делает человека более радостным, более творческим, умным, культурным, образованным» В.А.Сухомлинский
Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения.
В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их к обучению в школе,  и не задумываются о том, что в основе всех этих учебных умений  лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремленность, самостоятельность, но помогают ребенку легче адаптироваться в социальном окружении.
Цель трудового воспитания по ФГОС – формирование положительного отношения детей к труду.
Задачи: развитие трудовой деятельности;
              воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и              
              его результатам;
              формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и
              жизни каждого человека.
Я ставлю перед собой следующие задачи трудового воспитания:
- формирование навыков элементарной трудовой деятельности;
- воспитание трудолюбия;
- развитие интереса к труду взрослых;
- воспитание желания трудиться.
Трудовое воспитание осуществляю по направлениям:
1.    Детская трудовая деятельность.
2.    Знакомство с трудом взрослых и развитие интереса к будущей профессии.
В соответствии с программой я уделяю внимание следующим видам детской трудовой деятельности:
Самообслуживание. Хозяйственно-бытовой труд. Труд в природе (на участке, в уголке природы). Ручной и художественный  труд.
Самообслуживание- это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя. С детьми провожу дидактические игры «Что за чем?», «Путаница», «Носики-курносики» и другие, целью которых является сформировать у детей алгоритм действий процессов «одевание», «раздевание», «мытье рук», «умывание». Беседы: «Шиворот-навыворот» (ц: научить выворачивать вещи), «Крючочки, пуговки, замочки» (ц: научить застегивать пуговки, кнопочки, липучки). С родителями проводятся регулярно консультации на темы «Одежда детей в летний период», «Одежда детей в зимний период».
Хозяйственно-бытовой труд – это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Формируя у детей привычку поддерживать порядок в группе и на участке, провожу беседы «Где живет порядок?» «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»», дидактические игры «Что не так?», «Что, где лежит?», сюжетно-ролевые игры «Мамины помощники», «Папины помощники», «Моем посуду». Организация совместного, коллективного труда: стираем платочки, платьица, моем игрушечную посуду, протираем стульчики и другие. Дети с удовольствием помогают воспитателю ремонтировать книги, игрушки. В средней группе дети уже ориентируются в уголке дежурства, наблюдают за сменой групп дежурных, помогают младшему воспитателю расставлять тарелки, салфетницы, приборы (ложки, вилки, ножи).
 В особый вид труда выделяется труд в природе (на участке, в уголке природы). Содержанием такого труда являются не только уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и формирование первичных представлений о труде взрослых, о простых, понятных профессиях. Дежурство в уголке природы организовала так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполнят все дела утром, то потом уже им не надо будет уделять внимание растениям. Каждый год в марте мы начинаем наблюдать за огородом на окне и луковицами. Мы посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение. Обязательно заполняем дневник наблюдений.
Ручной и художественный  труд. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, пуговиц и другого подручного материала. Любая поделка, выполненная руками ребенка бесценна. Дети с большой радостью откликаются на призыв сделать что-нибудь необычное. Здесь применяем множество техник нетрадиционного художественного творчества в совместной деятельности: «Весна пришла» (поделки из природного материала – с родителями).
Эффективность трудового воспитания, осуществляемого в детском саду по реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ), не может отвечать должному уровню без тесного взаимодействия с родителями. Мы пригласили маму и вместе с ней дети изготовили «Яблочки для мамы» (из ткани – с мамой Арсения), «Рыбки» (из бумаги и фольги – с воспитателями), рисование ватными палочками – с воспитателями, выставка «Осенние фантазии» (аппликация из природного материала – с родителями). Считаю, что работа по формированию и развитию трудовой деятельности должна быть неразрывно связана с творчеством и порывом, педагогически точно направляемым взрослым, педагогом.
Систематически работая в данном направлении, мне удается решить основные задачи трудового воспитания: у детей развивается интерес и уважительное отношение к труду взрослых, появилось стремление трудиться и осознание полезности своего труда. Ну, и, конечно же, у детей формируются  нравственные чувства и качества (коллективизм, ответственность, целеустремленность и т.д.)



Комментариев нет:

Отправить комментарий