Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах


Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский Сад №470 г.Челябинска»













«Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов с использованием графических заданий».







                                                                     Воспитатель: Шакурова                                           
                                                                        Рина Миндивалеевна











На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Например: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.
  
Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
В программе «Детство» в разделе «Первые шаги в математику» на четвертом году жизни ставится задача по формированию представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и геометрических телах (шар, куб), о форме окружающих предметов (круглый, квадратный, треугольный). Формируются умения относить предметы к определенной группе фигур (родовое обобщение: круг, квадрат, треугольник). Развиваются познавательные и речевые умения: прослеживать взглядом поверхность и контур предмета, геометрической фигуры; длину, высоту предмета и т. д.; обследовать предмет рукой (осязательно-двигательное обследование); называть геометрические фигуры); выделять из 3-4 предметов идентичный образцу («Найди такой же») по 1-2 признакам и отличающийся от образца одним-двумя признаками. На основе сравнения определять, что разное и одинаковое в предметах и геометрических фигурах. В средней группе дети закрепляют представления о фигурах и телах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шар, куб, цилиндр), структурных элементах геометрических фигур: сторона, угол, их количество; форме предметов: круглый, треугольный, квадратный (четырехугольный). Устанавливаются логические связи между группами предметов по форме (у квадратов стороны больше, чем у треугольников); нахождение общего и различного в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм. Группируя предметы по форме, дети выделяют 3 группы (круглые, треугольные, квадратные) с определенным количеством элементов в каждой из них. В старшей группе программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях предметов, в основном через игры на классификацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование фигур. В подготовительной к школе группе представления о фигурах и телах закрепляются.
Таким образом, содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.).

Для формирования у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета с ними были проведены следующие дидактические игры:
1.Дидактическая игра "Посмотри вокруг" - Цель: закрепить представления о геометрических фигурах; учить находить предметы определенной формы.
Детям вначале предлагается назвать геометрические фигуры, прямоугольник, треугольник, круг, квадрат, овал, шар. После закрепления знаний о геометрических фигурах, детям даются следующие задания:
1. Найти предмет прямоугольной формы.
2. Найти предмет треугольной формы.
3. Найти предмет круглой формы.
4. Найти предмет квадратной формы.
5. Найти предмет шарообразной формы.
Ребенок ищет эти предметы в групповой комнате. В процессе этой дидактической игры мы формируем у детей старшего дошкольного возраста представления о геометрических фигурах и форме предмета учим сопоставлять геометрические фигуры с формой. Данная игра позволила закрепить представления о геометрических фигурах, научить детей находить предметы определенной формы в окружении.
 2. Дидактическая игра "Почини одеяло"

Цель игры – знакомство с геометрическими фигурами и составление фигур из данных геометрических фигур. Детям раздаются наборы геометрические фигур и листы цветной бумаги ("одеяло") с обозначенными на нем "дырками". Игра проводится в виде рассказа: "Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шумара в это время прогрызла в одеяле дыры.
Детям даются задания:
1. Сосчитать сколько дыр в одеяле.
2. Взять свои фигуры и починить одеяло".
Дети раскладывают имеющиеся у них геометрические фигуры куба, квадрата, треугольника и прямоугольника, а также шара и овала на цветные листы бумаги ("одеяла") с обозначенными "дырами".
Дети активно работали и с интересом участвовали в процессе игры "Почини одеяло". Треугольную форму дети называли самостоятельно, без приведения примера. При этом дети приводили свои примеры,  а не повторяли примеры своих товарищей. Таким образом, дидактическая игра "Почини одеяло", глубже познакомила детей с геометрическими фигурами и формой, благодаря занимательной и интересной форме проведения.
Таким образом, в процессе систематической работы  у детей формируются прочные и обширные знания о геометрических фигурах и форме предмета, обеспечивается точность узнавания фигур, правильность воспроизведения фигуры. При использовании дидактических игр в процессе обучения, у детей лучше формируются необходимые знания и представления о геометрических фигурах и форме предмета.


Комментариев нет:

Отправить комментарий