Муниципальное Бюджетное
Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский Сад №470 г.Челябинска»
«Формирование у старших дошкольников представлений о
геометрических фигурах и форме предметов с использованием графических заданий».
Воспитатель: Шакурова
Рина Миндивалеевна
На протяжении детства ребенок все более точно начинает
оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру,
свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм,
мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в
последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику,
делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны -
представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли
в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве
образцов, мерок.
Математика дает огромные возможности для развития
познавательных способностей, которые являются базой для формирования
математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления –
гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Одним из важных свойств окружающих предметов является форма:
она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами,
геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму
предметов или их частей.
Основой формирования у детей представлений о геометрических
фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет
ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры:
точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат,
прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную
геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Например: отрезки,
квадраты, прямоугольники, круги. Восприятие формы предмета должно быть
направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его
признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.
Представлению формы предметов и ее обобщению способствует
знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей педагога
является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той
или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму
от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную
переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
В программе «Детство» в разделе «Первые шаги в математику» на
четвертом году жизни ставится задача по формированию представлений о
геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и геометрических телах
(шар, куб), о форме окружающих предметов (круглый, квадратный, треугольный).
Формируются умения относить предметы к определенной группе фигур (родовое
обобщение: круг, квадрат, треугольник). Развиваются познавательные и речевые
умения: прослеживать взглядом поверхность и контур предмета, геометрической
фигуры; длину, высоту предмета и т. д.; обследовать предмет рукой
(осязательно-двигательное обследование); называть геометрические фигуры);
выделять из 3-4 предметов идентичный образцу («Найди такой же») по 1-2
признакам и отличающийся от образца одним-двумя признаками. На основе сравнения
определять, что разное и одинаковое в предметах и геометрических фигурах. В
средней группе дети закрепляют представления о фигурах и телах (круг, квадрат,
треугольник, овал, прямоугольник; шар, куб, цилиндр), структурных элементах
геометрических фигур: сторона, угол, их количество; форме предметов: круглый,
треугольный, квадратный (четырехугольный). Устанавливаются логические связи
между группами предметов по форме (у квадратов стороны больше, чем у
треугольников); нахождение общего и различного в группах фигур круглой,
квадратной, треугольной форм. Группируя предметы по форме, дети выделяют 3
группы (круглые, треугольные, квадратные) с определенным количеством элементов
в каждой из них. В старшей группе программа предусматривает углубление
представлений детей о свойствах и отношениях предметов, в основном через игры
на классификацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование фигур. В
подготовительной к школе группе представления о фигурах и телах закрепляются.
Таким образом, содержание программы предусматривает
последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных
характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между
объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ,
построение и использование наглядных моделей и пр.).
Для формирования у старших дошкольников
представлений о геометрических фигурах и форме предмета с ними были проведены
следующие дидактические игры:
1.Дидактическая игра "Посмотри
вокруг" - Цель: закрепить представления о геометрических фигурах; учить
находить предметы определенной формы.
Детям вначале предлагается назвать
геометрические фигуры, прямоугольник, треугольник, круг, квадрат, овал, шар.
После закрепления знаний о геометрических фигурах, детям даются следующие
задания:
1. Найти предмет прямоугольной формы.
2. Найти предмет треугольной формы.
3. Найти предмет круглой формы.
4. Найти предмет квадратной формы.
5. Найти предмет шарообразной формы.
Ребенок ищет эти предметы в групповой
комнате. В процессе этой дидактической игры мы формируем у детей старшего
дошкольного возраста представления о геометрических фигурах и форме предмета
учим сопоставлять геометрические фигуры с формой. Данная игра позволила
закрепить представления о геометрических фигурах, научить детей находить
предметы определенной формы в окружении.
2.
Дидактическая игра "Почини одеяло"
Цель игры – знакомство с
геометрическими фигурами и составление фигур из данных геометрических фигур.
Детям раздаются наборы геометрические фигур и листы цветной бумаги
("одеяло") с обозначенными на нем "дырками". Игра
проводится в виде рассказа:
"Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды
Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шумара в это время прогрызла в
одеяле дыры.
Детям даются задания:
1. Сосчитать сколько дыр в одеяле.
2. Взять свои фигуры и починить
одеяло".
Дети раскладывают имеющиеся у них
геометрические фигуры куба, квадрата, треугольника и прямоугольника, а также
шара и овала на цветные листы бумаги ("одеяла") с обозначенными
"дырами".
Дети активно работали и с интересом участвовали в процессе
игры "Почини одеяло". Треугольную форму дети называли самостоятельно,
без приведения примера. При этом дети приводили свои примеры, а не повторяли примеры своих товарищей. Таким
образом, дидактическая игра "Почини одеяло", глубже познакомила детей
с геометрическими фигурами и формой, благодаря занимательной и интересной форме
проведения.
Таким образом, в процессе
систематической работы у детей
формируются прочные и обширные знания о геометрических фигурах и форме
предмета, обеспечивается точность узнавания фигур, правильность воспроизведения
фигуры. При использовании дидактических игр в процессе обучения, у детей лучше
формируются необходимые знания и представления о геометрических фигурах и форме
предмета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий